Организаторская деятельность
1397138704_01
22
Апр

Организаторская деятельность

Понятие «организация» (organizo – лат) обозначает создание порядка из хаоса, его упорядочение, дословно: «придание стройного вида». Организаторская деятельность предполагает установление взаимодействия между людьми для урегулирования процесса труда или решения каких-либо конкретно поставленных задач. Сутью такой деятельности является руководство и управление людьми с использованием определенных правил, приемов и методов. Любая организаторская деятельность направлена на создание механизма управления элементами организационных систем для решения поставленных задач и достижения определенных целей.

Основы организаторской деятельности

Компания или предприятие не может существовать без наличия основ организаторской деятельности. В нее входят функции, существенно различающиеся в зависимости от сферы деятельности этого предприятия или компании. К этим функциям можно отнести планирование, прогнозирование, управление, анализ, учет, контроль, связь, передачу информации и др. Схожую основу составляют лишь субъекты и объекты организаторской деятельности.

Деятельность или маркетинг может осуществляться любой общностью людей,  коллективом, предприятием, фирмой. Они представляют собой единое целое в процессе взаимодействия с другими организациями, во главе стоит субъект  управления — руководитель. Основу организаторской деятельности составляет система качеств субъекта управления, его организаторские способности, в том числе:

  • целеполагающая функция;
  • административная функция;
  • коммуникативно-регулирующая функция;
  • дисциплинарная функция;
  • экспертно-консультативная функция;
  • психотерапевтическая функция;
  • функция представительства.

Гармоничное развитие деятельности предприятия зависит от осознания и выполнения каждым его членом своих основных функций, прав и обязанностей.

Виды организаторской деятельности

В современном маркетинге существует три основополагающих  вида организаторской деятельности:

  • выработка решений;
  • разработка и создание программ и планов;
  • структурирование и обеспечение функционирования коллектива предприятия.

В качестве основных можно указать организацию состояния объекта управления и организацию процессов. Первый вид предполагает структурирование предприятия, а второй – особенности использования данных структур по прямому назначению.

Субъекты организаторской деятельности

Организаторская деятельность осуществляется объектами и субъектами, имеющими возможность принимать решения и участвовать в управлении предприятием или организацией. В качестве субъекта выступает отдельный элемент предприятия или подсистема, входящая в структуру системы управления. Это может быть как один член коллектива, так и его группа. Субъект уполномочен оказывать управляющее воздействие, принимать решения и осуществлять общее руководство предприятием.

Один и тот же субъект управления может быть как руководителем компании, так и входить в его среднее звено, то есть одновременно являться и объектом управления. Полномочия субъекта управления зафиксированы в основных положениях предприятия, а также в должностных инструкциях.

Формы  организаторской деятельности

Организаторская деятельность формировалась на протяжении длительного времени, поэтому получила множество форм  управления. Так, наиболее распространенными являются коллективная и индивидуальная форма. Одной из самых древних видов коллектива является семья. Впоследствии на основе данной ячейки общества развились и другие организационные структуры, а именно: поселение, община, нация, государство, а также различные организационные объединения.

На основе принципов об управлении возникли и существуют четыре формы организаторской деятельности:

  • тоталитарная;
  • авторитарная;
  • демократическая;
  • рыночная.

Из всех форм наиболее распространенной считается коллективная (рыночная) форма управления. Её принципом является естественная организация процесса, которая развивается в соответствии с закономерностями внутреннего развития предприятия.

 Субъекты и объекты организаторской деятельности

В регулировании организационной деятельности принимают участие как субъекты, так и объекты организации. Субъект является источником управленческого воздействия, а объект – исполнителем целого комплекса задач или функций. Субъект имеет право принимать решения,  организовывать выполнение поставленных задач, утверждать те или иные действия или функции. Объект же обязан выполнять порученные функции, подготавливать и реализовывать проекты, проводить  информационную и просветительскую работу.

Объект управления очень часто может являться одновременно и субъектом, поэтому понятие этих терминов является относительным. Например, начальник отдела считается субъектом для рядового сотрудника отдела, но объектом  для руководства компании.

Принципы  организаторской деятельности

Каждая организация соблюдает основные законы, позволяющие ей добиться определенных результатов своей деятельности. Руководитель  при организации деятельности предприятия руководствуется основополагающими принципами:

  • принципом управления;
  • принципом рационализма;
  • принципом планомерности;
  • принципом человеческих отношений.

Однако незыблемым принципом для любого разумного руководителя является принцип уважения и соблюдения прав человека.

Психология организаторской деятельности

Руководитель предприятия или организации должен не только обладать организаторскими способностями, но и знать основы психологии организаторской деятельности. К ним можно отнести:

  • организаторские знания;
  • организаторские умения и навыки;
  • коммуникативную компетентность;
  • способность разбираться в качествах подчиненных;
  • способность взаимодействовать со всеми членами коллектива.

Таким образом, организаторская деятельность напрямую зависит от организаторских способностей современного руководителя, его умения воздействовать на других людей, а также умения уделять внимание тонкостям взаимоотношений руководителя и подчиненных, а также всех членов коллектива.

Читайте также:

22.04.15
Wermut

Комментировать