Коммуникативные и организаторские способности. Развитие КОС

Коммуникативные и организаторские способности. Развитие КОС

Значение коммуникативных и организаторских способностей. Развитие КОС

Коммуникативные и организаторские способности, играющие огромную роль в жизни человека, являются основой, базой успешной реализации личных отношений, карьеры, «трамплином» в преодолении стрессовых ситуаций.

КОС – свойства личности, от которых зависит эффективность общения человека с другими людьми, психологическая способность к профессиональной деятельности и руководству коллективом, возможность реализоваться во всех сферах жизни.

Важность КОС становится очевидной при рассмотрении составляющих склонностей.

Коммуникативные способности

Первая подструктура способностей – стремление и способность человека понимать других. Согласитесь, без умения не только слушать, но и слышать партнёра, определять его эмоциональное состояние невозможно добиться успеха в отношениях – ни в личных, ни в деловых.

Вторая составляющая – способность к самовыражению и умение донести свои мысли до других. «Достучаться» до собеседника получится, только стремясь быть понятым, обладая достаточной культурой речи, правдивостью и доверяя партнёру по диалогу.

Третья подструктура – возможность повлиять на партнёра адекватными методами – в равной степени влияет на личную жизнь и карьеру. Убедить кого-либо получится только при наличии дисциплинированности, требовательности и решительности в сочетании с чувством такта и вежливостью.

Организаторские способности

Организаторские способности включают:

  • умение планировать свою деятельность;
  • целеустремлённость в реализации планов;
  • работоспособность и гибкость, быстрая реакция на изменение обстоятельств.

Без наличия в характере перечисленных выше черт – компонентов, в комплексе характеризующих человека с точки зрения развитости КОС, взаимодействие с другими людьми и самоорганизация затрудняются, что негативно сказывается на выстраивании отношений, работе и даже здоровье. Подтверждает это целый ряд фактов.

  • Исследования российских психологов доказали, что люди, уровень развития КОС у которых минимален, постоянно испытывают напряженность и тревожность. Склонность к заболеванием сердечно сосудистой системы в этом случае заметно возрастает.
  • Руководители любого звена и люди, занимающие должность типа «человек-человек» тратят на общение более 50-70 % всего рабочего времени. Таким образом, эффективность деятельности целой компании во многом зависит от уровня КОС сотрудников.
  • КОС наглядно отображают, насколько человек инициативен, готов к принятию самостоятельных решений, и наглядно показывают, справится ли он в сложной стрессовой ситуации в быту или на работе, когда на долгие размышления нет времени.

Как определить коммуникативные и организаторские способности?

Для определения коммуникативных и организаторских способностей используется методика КОС, разработанная Федоришиным и Синявским и существующая в двух формах с различной формулировкой вопросов – КОС-1 и КОС-2 (в обоих случаях есть лишь два варианта ответа – «да» или «нет»). Изначально она применялась для выявления склонностей у подростков 14-17 лет, однако, сейчас её эффективность доказана и в отношении взрослых людей.

При интерпретации результатов теста следует помнить, что методика КОС демонстрирует уровень склонностей в конкретный период жизни. При наличии сильной положительной мотивации и готовности человека развиваться уже спустя некоторое время коммуникативные и организаторские способности могут усилиться.

Развитие коммуникативных способностей

Развитие коммуникативных способностей, как и организаторских, не только возможно, но и действительно необходимо – особенно в тех случаях, когда низкий уровень проявления КОС, выявленный результатами теста, негативно влияет на жизнь человека, мешая ему реализоваться в карьере или социуме.

Наиболее эффективным способом развития КОС является посещение специализированных тренингов или общение с коучем, однако, самостоятельные занятия могут дать весьма ощутимый результат. В ТОП-3 лучших упражнений входит:

  • «репетиция» собственных эмоций перед зеркалом (позволяет верно передавать чувства или наоборот – скрывать их – в зависимости от ситуации);
  • планирование деятельности в письменном виде (помогает выработать привычку грамотно распределять время и реализовывать планы, избавляет от прокрастинации);
  • повышение уровня коммуникабельности путём инициирования деловых и личных диалогов – даже если раньше вы старались избежать общения.

Коммуникативные и организаторские способности необходимы не только руководителям и представителям профессий «человек-человек»: развив их, любой человек ощутит улучшение качества жизни!

Читайте также:

10.04.15
Wermut

Комментировать